Классному руководителю - СШ № 2 г. Докшицы
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Классному руководителю

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

 

  1. Процесс воспитания и перевоспитания практически начинается с конца,
    а не сначала. Мы все как бы сидим и ожидаем, когда ученик совершит тог или
    иной проступок, и тогда начинаем его "воспитывать".
  2. Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление
    внешних проявлений трудновоспитуемости, а не на искоренение причин, их
    вызывающих.    
  3. В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспита­-
    ния ("нажимы", назидания, наставления и т.д.) и ощущается острый дефицит
    практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.
  4. Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутстви-­
    ем целенаправленной четкой программы его перевоспитания.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!

  1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо
    целенаправленно и осознанно.
  2. Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и тех
    областях жизни, где он лучше всего осведомлен.
  3. В беседе с воспитателем подросток должен почувствовать искреннее  и
    заинтересованное отношение к нему.
  4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой
    он рос и которая его окружает.
  5. Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявиться
    комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психи-­
    ческих факторов.
  6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растяну­-
    тых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого
    подростка.

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!

  1. Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
  2. При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
  3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний инте­рес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  1. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  2. Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
  3. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  4. Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.
  5. Никогда не поучайте подростка, когда он находится в состоянии агрессии, апатии.
  6. Никогда не реагируйте на агрессию агрессией. Обсудите отрицательное поведение подростка после исчезновения агрессивного состояния. Спокойным тоном выясните причины такого поведения, дайте возможность подростку самому предложить выход и сложившейся ситуации.

ПАМЯТКА О РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ"

Необходимо всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть груд­ные обстоятельства, в которые попадают некоторые дети и подростки. Эти об­стоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует отношений взаимного уважения, общей заботы, товарищества, т. е. в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрез­мерной мелочной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. "Трудные воспитанники"- это жертвы труд­ных обстоятельств.

Как же относиться к таким детям и подросткам?

  1. Такие воспитанники требуют больше, чем кто-либо, огромного

товарищеского уважения к ним:

  • веры в их творческие силы, в их творческие возможности;
  • постепенного углубления знаний их сильных и слабых сторон;
  • стремления раскрывать и развивать сильные стороны, преодолевай не­достатки;
  • товарищеской требовательности, вытекающей из товарищеского уважения.

2.      Необходимо увлекать таких воспитанников делами па радость и пользу
людям: делами познавательными (сбор-путешествие, эстафета любимых заня­-
тий и т. д) трудовыми делами-сюрпризами, спортивными делами - играми
(спартакиады, игры па местности и т. д.)

В начале было дело!

  1. Эффективным методом воздействия на таких воспитанников является
    товарищеское доверие по формуле: "Только ты можешь сделать это (для
    всех, для малышей и т, д.)".
  2. "Живая вода" для таких воспитанников — это поощрение, прежде всего
    — одобрение. (Нужно всегда помнить, что они не жаждут награды, а ждут че­ловеческого внимания). Хвалить нужно не только от своего имени, но и от име­ни коллектива.
  3. Можно использовать и такое средство, как "секретный договор о дружбе
    и взаимопомощи" с "трудными" воспитанниками; происходит разговор "по
    секрету", что нужно бы сделать хорошее, радостное дело для класса, отряда.