РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
- Процесс воспитания и перевоспитания практически начинается с конца,
а не сначала. Мы все как бы сидим и ожидаем, когда ученик совершит тог или
иной проступок, и тогда начинаем его "воспитывать".
- Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление
внешних проявлений трудновоспитуемости, а не на искоренение причин, их
вызывающих.
- В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспита-
ния ("нажимы", назидания, наставления и т.д.) и ощущается острый дефицит
практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.
- Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутстви-
ем целенаправленной четкой программы его перевоспитания.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!
- Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо
целенаправленно и осознанно.
- Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и тех
областях жизни, где он лучше всего осведомлен.
- В беседе с воспитателем подросток должен почувствовать искреннее и
заинтересованное отношение к нему.
- Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой
он рос и которая его окружает.
- Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявиться
комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психи-
ческих факторов.
- Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растяну-
тых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого
подростка.
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!
- Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.
- Никогда не поучайте подростка, когда он находится в состоянии агрессии, апатии.
- Никогда не реагируйте на агрессию агрессией. Обсудите отрицательное поведение подростка после исчезновения агрессивного состояния. Спокойным тоном выясните причины такого поведения, дайте возможность подростку самому предложить выход и сложившейся ситуации.
ПАМЯТКА О РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ"
Необходимо всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть грудные обстоятельства, в которые попадают некоторые дети и подростки. Эти обстоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует отношений взаимного уважения, общей заботы, товарищества, т. е. в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрезмерной мелочной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. "Трудные воспитанники"- это жертвы трудных обстоятельств.
Как же относиться к таким детям и подросткам?
- Такие воспитанники требуют больше, чем кто-либо, огромного
товарищеского уважения к ним:
- веры в их творческие силы, в их творческие возможности;
- постепенного углубления знаний их сильных и слабых сторон;
- стремления раскрывать и развивать сильные стороны, преодолевай недостатки;
- товарищеской требовательности, вытекающей из товарищеского уважения.
2. Необходимо увлекать таких воспитанников делами па радость и пользу
людям: делами познавательными (сбор-путешествие, эстафета любимых заня-
тий и т. д) трудовыми делами-сюрпризами, спортивными делами - играми
(спартакиады, игры па местности и т. д.)
В начале было дело!
- Эффективным методом воздействия на таких воспитанников является
товарищеское доверие по формуле: "Только ты можешь сделать это (для
всех, для малышей и т, д.)".
- "Живая вода" для таких воспитанников — это поощрение, прежде всего
— одобрение. (Нужно всегда помнить, что они не жаждут награды, а ждут человеческого внимания). Хвалить нужно не только от своего имени, но и от имени коллектива.
- Можно использовать и такое средство, как "секретный договор о дружбе
и взаимопомощи" с "трудными" воспитанниками; происходит разговор "по
секрету", что нужно бы сделать хорошее, радостное дело для класса, отряда.