Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными подвижными. А вот язык зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки (о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.
Верьте в свои силы!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.
Артикуляционная сказка-гимнастика Король Язык.
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Рот», жил – был король, которого звали Язык. Это государство защищали сильные ворота «Губы», а за воротами стояла стража короля – «Зубы». Когда в государство приезжали гости, торговцы, купцы, скоморохи вначале открывались сильные ворота «Губы», а затем стража короля «Зубы» впускала их. Выходил король Язык и приветствовал своих гостей (упражнение «Лопаточка»: удержание 15 сек.). А когда гости уезжали, Язык уходил в свои владения, стража «Зубы» создавала собой плотный белый забор и закрывались мощные ворота «Губы» (динамическое упражнение: обнажили десны, открыли рот, высунули язык и обратно. Повторить 3 – 4 раза).
Каждое утро король Язык сначала подходил к каждому из своих стражников, разговаривал с ними про службу (упражнение «Чистим зубки»: повторить 3-4 раза), а затем король занимался бегом, оббегал свои владения (круговые движения языком во рту – повторить 5 раз).
И, вот, в одно прекрасное солнечное утро король Язык, сделав утреннюю пробежку, решил посмотреть, что твориться за пределами его владений. Он сел на своего коня «Нёбо» и поскакал (упражнение «Лошадка»: выполнить 15 цоканий языком).
Скача по лесу, он увидел большую поляну, на которой росло много грибов, и пошел их собирать, напевая песенку:
«Один грибок, два грибка, три грибка (выполнение упражнения «Грибок»: 3 раза по 15 секунд удержания в статике).
Ещё немножко (показать пальцами немножко) будет полное лукошко (упражнение «Чашечка»: удержание 15 секунд)». (Повторить 3 раза).
Собрав грибы, король сел на своего ретивого коня и поскакал обратно в замок (упражнение «Лошадка»: выполнить 15 цоканий языком). Приехав в замок, король был в таком хорошем настроении, что решил закатить пир на весь мир, и пригласил шутов, скоморохов для ещё большего веселья.
Приехали его гости, большие ворота и стража запустили их (упражнение: открывание и закрывание рта: выполнить 3-4 раза). И тут началось веселье: музыканты играли на дудках (упражнение «Трубочка» с добавлением голоса: 10 – 15 секунд), король со своими гостями танцевал и пел (упражнение «Болтушка»: выполнить 3 раза), а его подданные зазывали гостей на пир песней:
«Один, два, три, четыре (хлопки),
Открывай ворота шире (открывание рта).
Заходи народ на пир (показать руками зазывание)!
Выходи король – кумир (Упражнение «Лопаточка»: удержание 15 секунд)!
Наступил вечер, гости разъехались, а уставший король Язык лег спать и захрапел: «Хр-р-р-р».
подробнее... / свернуть