Новорожденный: крик младенца громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом | 1-3 месяца: Гулит: а-а-а, гу-у, бу-у | 3-6 месяцев: Различает интонации. Лепечет: ма, па, ба | 6-9 месяцев: Повторяет за взрослым звуки и слоги | 9-12 месяцев: Понимает значение не менее 12 слов, запрет “нельзя”. Произносит 6-10 облегченных слов | | Родился в асфиксии и сразу не закричал | Крик тихий в виде отдельных всхлипываний, отсутствии интонационной выразительности крика отсутствие крика | Гуление не переходит в лепет, а затухает (нарушение слуха) | Лепет слабый, неактивный | Активно и подолгу лепечет (аутоэхолалия), а при приближении взрослого лепет затихает (нарушение зрения) | Назализованность голоса | Отсутствие предметно-действенного общения | Невыполнение простых словесных просьб, отсутствие понимания обращенной речи | Отсутствие подражательной деятельности | Отсутствие ориентировочно-познавательных реакций на звуковой раздражитель (аутизм, глухота, умственная отсталость) | |
Клинические диагнозы: задержка психоречевого развития | задержка речевого развития | задержка психомоторного развития | задержка статомоторного развития | последствия раннего органического поражения ЦНС | все варианты ДЦП | Заключение учителя-дефектолога (по рекомендациям Л.А.Зайцевой): Отставание (незначительное, значительное, выраженное) в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде | Отставание (незначительное, значительное, выраженное) в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде | |